Цель НИОКРа : создание материалов электрода существенно увеличивающих срок эксплуатации литий ионной батареи и способных обеспечивать нагрузку более 20 С. Заряжаться/разряжаться при низких температурах.
Начало работы : август 2010 года
Финансирование : За счет собственных средств ООО «НПО ССК»
Актуальность работы: В начале 50-х годов в СССР начали производить NiCd ( удельная энергоемкость 28-40) Вт.ч./кг аккумуляторы для нужд вооруженных сил СССР.
Это была маленькая революция , они были работоспособны при минус 40 гр. по Цельсию (остаточная емкость составляет 20 % от номинала, при токе нагрузке 0.1 С).
Где С -емкость аккумулятора
С означает величина тока нагрузки 10% от заявленной емкости аккумулятора.
Пример : аккумулятор емкостью 100 а.ч. под нагрузкой в 10 А , при температуре минус 40 оС разряжался за 2 часа.
С середины 80-х годов в технологически развитых странах начали исследование Li-ion аккумуляторов. Задача которая ставилась перед ученными создание Li-ion аккумуляторов с высокими удельными параметрами.
Li-ion аккумуляторы были разбиты на группы .
Почти все компании , в том числе и российские за исключением Альтаир нано (США) и Тошибы (Япония) в качестве анода использовали углерод.
Поэтому у всех электрохимических систем с углеродным анодом присутствует повторяемые недостатки .
Основные недостатки:
1. При нагреве выше 55 о С высока вероятность терморазгона .При разогреве выше 130 оС воспламенение.
2. Невозможность заряда аккумуляторов при температуре ниже минус 5 оС .
3. При увеличении тока заряда/разряда выше 1С резкая деградация аккумуляторов.
4. Очень малая остаточная емкость аккумулятора при температурах ниже минус 30 оС.
Предварительный краткий вывод : Каждый тип Li-ion аккумулятора обладает своими преимуществами.
Одни Li-ion аккумуляторы имеют очень высокую энергоемкость выше 250 Вт.ч/кг , но малый срок эксплуатации (до 500 циклов заряда/разряда при глубине разряда 80 %). Другие аккумуляторы имеют средние удельные характеристики , но более большой срок эксплуатации (до 3000 циклов заряда/разряда при глубине разряда 80 % .), третья группа аккумуляторов имеют огромное количество циклов заряда разряда более 40 000 , но низкие удельные параметры (от 70-92 Вт.ч./кг).
Преимущества и недостатки Li-ion аккумуляторов с литий титанатным анодом..
В РФ минусовые температуры это норма. Поэтому , на смену NiCd аккумуляторам в ВС РФ придут Li-ion аккумуляторы с анодом из литий титаната или композитным анодом (основа углерод+ материал обеспечивающий вакансии для ионов лития )
Основное преимущество Li-ion аккумуляторов с анодом это:
Недостатки :
- в сравнении с традиционными Li-ion аккумуляторами удельная энергоемкость LTO ниже на 50 %.
Данные литий титанатные аккумуляторы (LTO) по разрядным/зарядным характеристикам близки с суперкондинсаторарам, 1670 Вт/кг , только суперкрнденсатор имеют в разы меньше удельную энергоемкость..
Предварительные результаты :
В процессе работы наши специалисты получили аккумуляторы с анодом LTO , а также произвели первую партию батарей где внедрили в углеродную матрицу анода материал создающий вакансии для ионов лития. Изготовлена батарея 1300 В 120 А*ч.
Финансирование : за счет собственных средств ООО «НПО ССК» и SSK Technologies Battery LP (Англия)
Рабаты продолжаются